Психологические ловушки

Примеры распространенных психологических ловушек

Распространенные психологические ловушки, эффекты психики  Мощность и многогранность человеческого мозга до сих пор превосходит возможности абсолютно любого современного компьютера. Но порой нашу "думалку" клинит на самых элементарных вещах...

 Сегодня мы с вами, мои дорогие друзья, погрузимся в интересные факты по исследованию удивительных эффектов психики, которые заставляют нас совершать совершенно антилогичные поступки.
Частично мы уже касались этой весьма интересной темы в статье под названием "Когнитивное искажение или сбои в логическом мышлении". И сегодня мы продолжим погружаться в эти интересные "дебри" - узнаем об еще трех распространенных эффектах нашей психики или, другими словами, психологических заблуждениях.

Психологическая ловушка №1: Эффект предвзятости подтверждения

 "Да все вокруг знают, что...", "Я уверен, большинство людей со мной согласится", - уверенно говорите вы о чем-то очевидном. И ведь не врете: вы наблюдательны, вы со многими поговорили, вы не сомневаетесь, но... Реальность регулярно бьет вас по носу: ваше мнение разделяет гораздо меньше людей, чем вам кажется.

 Известный психолог Беррес Фредерик Скиннер, пронаблюдавший этот эффект 50 лет тому назад, пришел к выводу: человек подсознательно тянется к людям не обаятельным, красивым, объективным, логичным, а к тем, кто просто с ним соглашается. Поэтому мы общаемся с людьми, чьи вкусы и суждения схожи с нашими; посещаем интернет-форумы, где собираются люди, разделяющие наши политические взгляды; испытываем прилив симпатии к незнакомцу, который по каким-то причинам вдруг говорит: "А я вас, пожалуй, поддержу".

 Грубо говоря, если вы уверены, что большинство людей в вашем городе предпочитают зеленой цвет, - вы будете постоянно замечать тех, кто одевается в зеленое, тех кто ездит на зеленых машинах (кстати, об автомобилях: купить новый Хендай Санта Фе на сайте для автолюбителей auto.ria.com) и так далее; станете показывать на них друзьям; обсуждать преимущества и красоту зеленого цвета; и подчистую игнорировать "серую массу" - тех прохожих, кто предпочитает серый, синий, красный или любой другой цвет.

 Это заведомо проигрышная стратегия, ведь она мешает нам видеть мир объективно. Но мы раз за разом наступаем на одни и те же грабли. По простой причине: такое поведение помогает нам снизить уровень стресса - ведь всегда приятнее думать, что ты находишься среди "своих", чем в мире, полном "чужаков". А сложный выбор между душевным комфортом и объективность каждый делает сам.

Психологическая ловушка №2: Эффект "ловушки сравнения"

 "Ого, с каких это пор обычный сыр стоит 15 долларов?" - ужасаетесь вы. Но переведя взгляд на ценник рядом, выдыхаете: "Фух, а этот - всего 13 долларов. Беру". Осознание того, что и 13 долларов для простого сыра - дороговато, приходит к вам лишь спустя некоторое время, уже после того, как покупка была совершена...

 В подобные ситуации попадал практически каждый - еще бы, ведь "ловушку сравнения" активно используют в продажах (статья в тему: "Как перестать покупать ненужные вещи"). В основе этого эффекта лежит человеческая склонность сравнивать числа относительно друг друга (чтобы ориентироваться), упуская при этом их абсолютную величину. Это чем-то схоже с синдромом навешивания ярлыков. Классический пример - товар на распродаже: мы видим на бирке две цены (до скидки и после) и оцениваем разницу между ними, а не сами цены или, что еще интереснее, нашу потребность в данном товаре. Так вещь стоимостью, предположим, 50 долларов "до скидки" и 20 долларов "после" покажется нам куда привлекательнее, чем лежащая рядом с ней соседка с ценником 18 баксов безо всяких скидок.

 этим же приемом активно пользуются и рестораны: они включают в меню непомерно дорогие блюда и напитки, чтобы цена на другие казалась вполне разумной. После ряда пирожных, к примеру, "по 40" угощение "всего за 15!" покажется выгодной покупкой. И мало кто вспомнит, что в булочной по соседству такое же пирожное можно купить "по 7".
Еще один интересный факт: Хорошего в мире больше
 Плохие новости привлекают больше внимания, чем хорошие. Этот эффект, названный "эффектом негативности", лет сорок назад обнаружили ученые. И объяснили: мол, подсознательно мы воспринимаем плохие новости, как более важные - так действует инстинкт самосохранения, призывающий нас уделять больше внимания опасным вещам.
 На самом деле хорошего в мире куда больше, чем плохого. Просто людям, идущим за инстинктами, хорошее кажется менее интересным.

Психологическая ловушка №3: Эффект Барбры Стрейзанд

 "Только никому об этом не говори!" - все знают магический эффект, производимый этой фразой: "тайной" тут же хочется поделиться с самыми близкими. У этой ситуации есть продолжение: чем больше вы пытаетесь скрыть какую-либо информацию, тем активнее она будет распространяться.

 Этот занимательный эффект в социальной психологии получил название "эффекта Барбры Стрейзанд" - по имени знаменитости, заставившей психологов вплотную присмотреться к тому, как запретность подстегивает распространение информации. Одиннадцать лет назад актриса случайно обнаружила, что фотография ее поместья попала в 12 тысяч снимков побережья Калифорнии, сделанных и выложенных в Интернет фотографом Кеннетом Аделманом в рамках исследования эрозии береговой линии. Барбра подала на Аделманов в суд, требуя удалить снимок: "Я не хочу, чтобы на мою частную собственность могли смотреть все желающие!" И тут случилось невероятное...

 Если до подачи иска фотографию дома Стрейзанд посмотрели всего шесть человек (среди них - два адвоката актрисы), то уже спустя месяц изображение скачали 420 тысяч пользователей Интернета. О забавном феномене рассказали журналисты Associated Press - и это, в свою очередь, привело к тому, что снимок поместья Барбары разлетелся по газетам и журналам всего мира.

 "В век Интернета и социальных сетей лучший способ разрекламировать что-то - это его запретить", - делают вывод американские социальные психологи.

Следующие Предыдущие

0 коммент.:

Отправка комментария