Как не пасть жертвой популярных манипуляций

Простые методы манипулирования окружающими

Распространенные метода манипулирования, секреты простых социальных манипуляций окружающими  "Дорогой, а я тебе кофе приготовила..." - осторожно, возможно, вы вот-вот станете жертвой манипуляции.

 Люди только думают, что они многоумные и высокоорганизованные хомо сапиенс, которых так просто вокруг пальца не обведешь. На самом деле среднестатистический "сапиенс" удивительно предсказуем. По той причине,
что, не задумываясь, подчиняется определенным поведенческим стереотипам, которые порой заставляют его поступать против собственных интересов.

 Заставить оппонента поступать так, как выгодно вам, но чтобы при этом он был уверен, что его поступок - его и только его решение, - психологи называют манипуляцией.

 И сегодня мы с вами, дорогие друзья, рассмотрим несколько самых простых и распространенных вариантов манипулирования - не столько чтобы сделать из вас искусного манипулятора, сколько ради того, чтобы вы вовремя опомнились, когда вами вдруг кто-то попытается управлять.
Британские зоологи доказали, что людьми манипулируют даже кошки: мурлыканьем на особой частоте они добиваются того, чтобы хозяин поднялся с дивана и насыпал им корм.

Распространенные способы манипуляций

Вариант манипулирования окружающими №1: забота
 Классика жанра: муж встречает супругу вымытой посудой, чистым мусорным ведром и купленными в магазине печеньками: "Для тебя выбирал, родная! Думаю, сядешь смотреть любимый сериал, я налью тебе чаю, угощу вкусняшками..." А после разрекламированного чая, словно невзначай: "Мы тут завтра с ребятами договорились посидеть... Ты же не расстроишься, если меня не будет?" В большинстве случаев жена, даже если и расстроится, об этом не скажет: ведь муж сделал столько хорошего, должна же она его отблагодарить, правда?

 Почему так? Лучший способ заставить человека поступать по-твоему - сделать так, чтобы он чувствовал благодарность к тебе. На этом основана известная поговорка про "кто женщину ужинает, то ее и танцует": прямо отказать тому, кто только что о тебе позаботился, очень сложно. Что открывает огромное поле для манипуляций. Угостив коллегу кофе, можно чуть позже с почти 100%-ной вероятностью добиться того, чтобы он взвалил на свои плечи часть вашей работы. Пообещав "Личную скидку, только для вас! И, конечно же, маленький подарочек!", можно продавать товары и любую недвижимость по завышенной стоимости - покупателю будет неловко отказаться (кстати, полезная информация о недвижимость в Черновцах и ее продаже). Посулив увеличить зарплату в два раза, можно тут же поднимать стоимость обеда в офисной столовке, - сотрудники хоть и вздохнут, но утешат себя: мол, ну ничего, зарплату же поднять пообещали...

Вариант манипулирования окружающими №2: одолжение
 Классика жанра: однажды Бенджамин Франклин, отчаявшись добиться расположения одного крайне важного для него господина, сел, подумал и сделал очень странный ход - попросил одолжить ему, Франклину, очень редкую книгу. А получив желаемое, вежливо и прочувствованно поблагодарил. И случилось удивительное: вскоре Бенджамин с господином стали друзьями, хоть и до этого даже не разговаривали друг с другом.

 Почему так? Мудрец Франклин, не задумываясь, вывел один из законов социальной психологии: человек, который однажды сделал вам одолжение, с огромной вероятностью проникнется к вам теплыми чувствами. Объяснение этому простое: паз уж вы о чем-то просите (и получаете желаемое) - значит, и сами в случае нужды откликнетесь на просьбу. Кроме того, если человек искренне кому-то помогает, он чувствует в отношении этого человека как бы некое свое покровительство и ответственность.

Вариант манипулирования окружающими №3: требование большего, чем нужно
 Классика жанра: "Помоги, пожалуйста, убери в комнате, сходи в магазин, вынеси мусор и да, коврики выбей..." - "Ого! Не слишком ли много дел?" - "Ну вот, а я на тебя так рассчитывала! Жаль, очень жаль... Ну хоть коврики выбей... Пожалуйста!" - "Хорошо, выбью".

 Почему так? В подобных случаях работает элементарная психология: человек чувствует себя неуютно из-за того, что отказал вам в первый раз. Чувство вины - штука сильная, и если вы после первой просьбы попросите нечто меньшее, то ваш оппонент будет чувствовать себя просто обязанным вам помочь, чтобы не ощущать себя виноватым вдвойне.

Вариант манипулирования окружающими №4: сарказм
 Классика жанра: "Сделайте вот это, пожалуйста". "Ты что, я не смогу!" - "Ну вот, начинается! У нас тут кисейные барышни завелись?" - "Ну хорошо, я попробую..."

 "Не звоните ему!" - "Почему, ведь мне так хочется?" - "Ну звони. Вот у тебя потом будет репутация: женщина, убившая отношения первым звонком!"

 Почему так? Сарказм задевает. Это его основное предназначение - задевать, показывать, как смешно и жалко выглядит тот, кто оказался его, сарказма, объектом. А кому хочется выглядеть смешным? Правильно, никому. Поэтому первый порыв объекта - доказать: "Я не такой, я не жалкий, я могу поступать иначе!" Что, в общем-то, и требуется тому, кто этот сарказм проявил.

Вариант манипулирования окружающими №5: мимикрия
 Классика жанра: "Он такой внимательный, он так умеет слушать, он так меня понимает! Конечно, к его советам я прислушиваюсь в первую очередь, ведь мы с ним на одной волне!"

 Почему так? Людям нравятся те, кто на них похож: раз похож - значит "свой". Правда, чаще всего люди не могут отличить, где по-настоящему похожий, а где тот, кто лишь хочет таковым показаться. Чтобы показаться "своим", нужно немного. Например, активно кивать, поддерживая слова собеседника. Или общаться в технике "рефлективное слушание", которую часто практикуют психотерапевты: чтобы расположить к себе человека, достаточно перефразировать то, что он говорит. "Я так устал от всех этих рабочих хлопот". - "Да, вы как белка в колесе, надо же хоть иногда щадить себя!" Все, понимание и доверие установлены. А раз вам доверяют - значит, к вашим словам прислушиваются и, скорее всего, последуют данным вами советам. Вот и все: очередная манипуляция состоялась.
Следующие Предыдущие

0 коммент.:

Отправка комментария