"Эффект Цезаря" или как многозадачность снижает эффективность

Почему важно концентрироваться на одном деле

А также как привычка к многозадачности влияет на результаты и на ваше здоровье

Эффект Цезаря, как избавиться от привычки к многозадачности, почему важно концентрироваться на одном действии  У вас столько дел, столько дел!.. И то, что в итоге вы толком не справляетесь даже с одним из них, - на самом деле совершенно предсказуемо.

 Принято восхищаться Юлием Цезарем, который умел выполнять сразу несколько дел одновременно, а его мозг был способен концентрироваться в одночасье на нескольких вещах. Однако фактически такая
многозадачность - скорее, вред, чем польза: гордый талант под названием "Быть, как Цезарь!" резко снижает итоговую продуктивность труда.

 Многозадачность - это ловушка для Цезаря. Наркотик, который мешает нам быть эффективными. Так уверяют последние исследования психологов.

Наркотик для трудоголиков

 Открыть почту. Одновременно открыть аську или скайп. Ответить на десяток сообщений коллег или подчиненных, краем глаза пытаться вчитываться в письмо с отметкой "Важно!", спущенное "сверху", раскрыть бумаги с собственной сегодняшней работой, ответить на телефонный звонок, потом еще два, затем снова увидеть мигающее окошко мессенджера...

 "Да у меня времени даже перекусить нет!" - разъяренно жалуетесь вы. Вы искренне уверены, что загружены по полной программе, что работаете на пределе сил и вообще - ваш труд более бесценен, чем труд коллеги Сергея (Олечки), который(-ая) занят(-а) всего лишь одним делом и не откликается на сообщения по электронной почте...

 Как бы не так. По сути, Сергей (Олечка) - куда более эффективен(-на), чем вы. И уж точно куда здоровее...
 Наука уверяет: подсознательно нам очень нравится выполнять несколько задач одновременно, и отказаться от этого "наркотика" довольно тяжело.

Почему возникает тяга начать выполнять сразу несколько дел или "Я буду есть!"

 Жажда ухватиться за сто десяток дел одновременно - это не насущная необходимость. Это всего лишь желание вашего мозга. Причем достаточно оправданное.

 Человеческий мозг устроен так, что ему нравится, когда мы якобы заняты по горло. "Чем больше работаешь, чем больше устаешь - тем больше ешь", - подгоняют нас инстинкты. Поэтому, когда мы переключаемся между задачами, в мозге резко активизируются центры, отвечающие за получение удовольствия. Увидел мигающее окошко в аське, услышал телефонный звонок, выложил на стол новую стопку документов - и опа! - в кровь выплеснулась доза гормона счастья дофамина: "Я востребован, я работаю, я буду есть!".

 Они, инстинкты, не видят разницы между количеством работы и ее эффективностью. А между тем многозадачность существенно снижает продуктивность, удлиняя время, необходимое для выполнения той или иной задачи, и снижает качество результата.

 Полезная информация в продолжение сегодняшней темы: каким образом улучшить память и внимание натуральными средствами, если требуется много работать или учиться, а также как преодолеть хроническую усталость и назойливое ощущение "нету сил"? Ответы на эти и другие вопросы можно найти по следующему адресу: средства для улучшения памяти.

Как предрасположенность к многозадачности влияет на здоровье и психику

 Заваливая себя новыми и новыми задачами, люди, по сути, повторяют поведение сорок - тех самых, которые бросаются на все яркое и блестящее. От "сорочьего" поведения больше всего страдает часть мозга, отвечающая за концентрацию: решая тот или иной вопрос в режиме многозадачности, человек на 80% чаще упускает из виду ту или иную деталь, и в результате решение оказывается низкопробным, далеко не лучшим из возможных. Впрочем, у многозадачности хватает и других минусов. Она:
  • Провоцирует стресс. Ситуация "дел невпроворот" вызывает выброс не только гормона счастья дофамина, но и гормона стресса кортизола. А кортизол оказывает влияние на все сферы нашей жизни - от умственной работоспособности до плотности мышечной ткани. Если вы ведете себя, как Цезарь, на протяжении нескольких лет, забудьте об подтянутой фигуре и железном здоровье: повышенный уровень кортизола с этими радостями не совместим;
  • Снижает ай-кью. Дотошные ученые даже подсчитали, на сколько: каждый раз, когда вы разрываетесь между тем, этим, пятым, десятым... ваш уровень IQ падает примерно на 10 пунктов. Потом, в более спокойной обстановке, но восстанавливается, но только вот задачи вы решаете, будучи на 10 пунктов глупее;
  • Уменьшает когнитивные (познавательные) способности мозга. Каждый раз, выполняя новую задачу, мы чему-то учимся: получаем новую информацию, накапливаем опыт, наполняем память словами, цифрами и выводами... Но когда вы разрываетесь между десятком дел, этот когнитивный процесс приостанавливается: вы, конечно, получаете новую информацию, но в вашей памяти они практически не откладываются, выветриваются буквально через несколько часов после завершения работы;
  • Ухудшает способности к анализу. Исследователи предполагают, что "многостаночники" гораздо хуже ориентируются в информационном потоке и не могут быстро оптделить важную информацию от "мусора".

Вы и инстинкты: кто кого?

 Что же делать с "эффектом Цезаря", у которого, оказывается, столько негативных черт? Психологи категоричны: избавляться. Да, это будет нелегко - ведь привычка к многозадачности сродни наркотику: попробуйте бросить курить или, к примеру, отказаться от любых пирожных! Но если вас волнует собственное здоровье (в том числе и душевное), а также объективные результаты вашей работы, то Цезаря в себе победить все-таки придется.

Как победить привычку к многозадачности или как научиться концентрироваться на одном действии

 Психологи рекомендуют делать это следующим образом:

- Планировать. Четкий план на день, составленный с утра, помогает сконцентрироваться и преодолеть негатив от многозадачности. Ставя жирную галочку "выполнено!" напротив одного из дел, вы тут же концентрируетесь на следующем;

- Устанавливать время на выполнение той или иной задачи. Решили, что ближайшие 40 минут посвятите именно этому делу, - выключайте аську, закрывайте почту и не отвлекайтесь на звонки. Перезвоните позже, когда справитесь на все 100%;

- Учиться делегировать свои полномочия. Чувствуете, что зашиваетесь, - передайте часть дел коллегам или подчиненным, даже если вам кажется, что они "все сделают не так". Сделают "так". А ваш страх - это голос инстинктов, которым кажется, будто коллеги съедят ваш хлеб. Весь, до крошки. Но вы ведь не хотите идти на поводу у своих инстинктов, правда?

ЧТОБЫ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Следующие Предыдущие

0 коммент.:

Отправка комментария