Изучение мозга: где формируется личность

Мозг: все тайное становится явным!

Исследования мозга, где в мозге формируется личность, развитие мозга  Это самый загадочный орган. Здесь зарождаются желания и планы, обрабатывается вся информация, поступающая из окружающего мира. Мы радуемся и грустим, любим и ненавидим, слышим, видим, ориентируемся в пространстве, чувствуем запахи,
наслаждаемся вкусом еды только благодаря тем процессам, которые ежесекундно протекают в мозге. Сложнейший биологический компьютер хранит множество тайн, но некоторые из них уже удалось раскрыть. Об этом мы и поговорим далее в статье.

Необычный случай или что отвечает за наши действия

 До середины XIX века ученые считали, что мозг играет решающую роль в поддержании жизни и двигательных функций, а любое мало-мальски серьезное ранение головы - смертельно. Однако в 1848 года 25-летний американский рабочий по фамилии Гейдж доказал, что это не так. Во время неудачного взрыва скальной породы ему в голову угодил металлический стержень. Сила взрыва и скорость движения снаряда были таковы, что прочные кости черепной коробки не задержали убийственный снаряд - пройдя через лобную долю мозга, он вылетел наружу.

 Окружающие были потрясены: молодой человек остался жив! Более того - тяжелейшая травма не лишила его способности двигаться и разговаривать. Гейджа усадили в повозку и отвезли к врачу. Тот, потрясенный до глубины души, оказал удивительному пациенту первую помощь, но от оптимистического прогноза воздержался. Доктор был уверен, что жить Гейджу осталось не долго. Тем не менее рана благополучно зажила, а пострадавшим заинтересовались ученые. Очень скоро они обнаружили, что после несчастного случая Гейдж стал другим. Ответственный, спокойны и приятный в общении человек превратился в крайне несимпатичную персону - "новый" Гейдж вел себя, как ему заблагорассудится, ничуть не заботясь об окружающих и последствиях своих действий. Вывод был очевиден: лобная доля мозга отвечает не за то, что мы живем и дышим, а за то, как действуем.
Интересный факт:
 Умственные способности не зависят от размера мозга. Так, мозг Эйнштейна весил 1 кг 230 г, что меньше, чем средний вес мозга мужчин его возраста - 1 кг 400 г.

Эволюция развития человеческого мозга

 Благодаря бедолаге Гейджу ученые начали составлять карту головного мозга. С этой задачей они справились, но изучение работы живого мозга стало возможно лишь после того, как в 70-х годах XX века в практику была внедрена магнитно-резонансная томография, а затем и функциональная магнитно-резонансная томография. Сегодня новые технологии позволяют измерять активность мозга и помогаю ученым понять, как он работает.

Как формируется мозг, участки мозга  Оказывается, человеческий головной мозг развивается снизу вверх и от заднего участка к переднему. По этой очередности можно судить об эволюционном возрасте разных участков мозга. Самые древние участки (те, которые были у наших предков и есть у животных) развиваются в первую очередь; они находятся возле позвоночника и отвечают за дыхание, восприятия мира посредством органов чувств, эмоции, половое влечение, удовольствие, сон, голод и жажду. Эти участки ученые называют "эмоциональным мозгом".

 Лобная доля находится в передней части головного мозга. Это самый молодой его участок, сформировавшийся у людей в процессе эволюции; у каждого из нас он также формируется последним. Лобная доля получила название "очаг цивилизованности" - она отвечает за мышление и суждения. Именно здесь рациональное мышление уравновешивает и регулирует порывы, которые порождает эмоциональный мозг.

 Кроме того, лобная доля обрабатывает информацию о вероятности  времени и отвечает за то, как мы справляемся с неопределенностью. Она позволяет нам думать не только о настоящем, но и о будущем, предвидеть вероятность последствия наших поступков и строить планы. В этом участке мозга протекает процесс, который ученые называют "опережающим мышлением".

 Если у человека повреждена лобная доля, ему трудно увидеть абстрактную цель и выстроить последовательную цепь шагов, необходимых для ее достижения. У него возникают проблемы с планированием - краткосрочным и долгосрочным.

 Американские исследователи установили: формирование лобной доли заканчивается в возрасте от двадцати до тридцати лет. То есть в двадцать с лишним лет способность к опережающему мышлению все еще развивается. Впрочем, ситуация не столь однозначна.

Две стороны одной медали

 С одной стороны, опережающее мышление приходит с возрастом. С другой - оно развивается по мере накопления опыта. Этим-то и объясняются различия в поведении молодых людей. Некоторые уже в 22 года знают, чего хотят, и способны контролировать присущие молодости порывы и эмоции. Но есть и такие, кто в 30 лет все еще подчиняется диктату "эмоционального мозга". Продолжение истории нашего знакомца Гейджа - наглядный пример, помогающий понять, почему это происходит.

 Покуролесив, но все же устроился на хорошую работу - кучером почтовой кареты. Правда, легкой она не была. Молодой человек каждый день вставал затемно и готовил лошадей и экипаж, а потом часами трясся по скверным, разбитым дорогам. Но - самое главное! - начальство ему доверяло. Это свидетельствует о том, что Гейдж смог восстановиться. Благодаря регулярным тренировкам (выполнению повседневных обязанностей) лобная доля его мозга вновь обрела многие навыки, утраченные в результате несчастного случая. А желание предотвратить неизбежные в любом деле ошибки и промахи вернуло Гейджу способность обдумывать поступки и осознавать последствия своих действий.

 Получается, что Гейдж снова послужил науке. Он собственным примером доказал, что мозг исключительно пластичен и, даже серьезно пострадав, способен совершенствоваться под влиянием окружающей среды и обстоятельств. "Золотым временем", когда мозг с удвоенной силой готов развиваться и впитывать все новое, является возрастной промежуток между двадцатью и тридцатью годами. То есть возраст, когда формируется его лобная доля.

Особый возрастной промежуток для развития мозга

 Эти десять лет очень важны. Молодые люди учатся управлять эмоциями, справляться с неудачами и преодолевать трудности, из которых состоит взрослая жизнь. Они осваивают навыки, которые потребуются им в будущем. Связи, формирующиеся в возрасте от двадцати до тридцати лет, готовят их к вступлению в брак и к другим отношениям. Мечты и планы помогают мыслить на годы и десятилетия вперед. Это время взросления, становления личности.

 Впрочем, возможны варианты. Юноши и девушки, которые неэффективно используют свой мозг, рискуют превратиться в мужчин и женщин, упустивших свои шансы и в личной, и в профессиональной жизни.

 Ученые утверждают: судьба молодых во многом зависит от поведения родителей, бабушек и дедушек. Желание уберечь юношу или девушку от возможных сложностей и неприятностей не дает развивающемуся мозгу "развернуться" в полную силу. Напротив, активные самостоятельные действия в возрасте между двадцатью и тридцатью годами "выводят" мозг на новый уровень. Он вырабатывает способность мыслить с опережением в период неопределенности, что особенно актуально для сегодняшней среды.

Интересные факты:

  • Знаменитый древнегреческий философ Аристотель считал, что мышление и сознание "обитают" в сердце.
  • Мозг никогда не спит. Ночью он работает активнее, чем днем; ученые пока не знают, как это объяснить. Больше интересного об данном факте можно прочесть в статье "Оказывается, сон - это тяжела работа".
  • На 80% мозг состоит из жидкости - крови и воды.
  • Мозг потребляет 20% кислорода, который поступает в организм.
  • Мужскую речь мозг воспринимает лучше, чем женскую.

ЧТОБЫ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Следующие Предыдущие

0 коммент.:

Отправка комментария