Методика развития детей Марии Монтессори

Мария Монтессори - воспитание детей баловством

Методика развития Марии Монтессори, система Марии Монтессори педагогика  Тридцать первого августа 145 лет назад родилась первая в Италии женщина-врач, она же - создательница популярной ныне системы обучения и раннего развития детей - Мария Монтессори.

 И в честь вчерашнего первого сентября мы сегодня с вами, дорогие друзья, изучим
тонкости методики Монтессори, чтобы понять, какие из них можно позаимствовать для развития современных малышей.
 Свободная система Монтессори идеальна для воспитания юных логиков и математиков. А вот для развития творчества родителям имеет смысл добавить еще и некие другие правила и методы.

Чтобы дитя развивалось, предоставьте ему свободу

 Основная мысль к которой пришла Мария Монтессори за годы работы с детьми, звучит революционно даже по нынешним свободным временам. "Ребенка не надо учить - он всему научится сам. Все, что нужно от родителей и учителей, - это создать малышу свободную обучающею среду и позволить развиваться в комфортном для него темпе", - вот принцип, по которому воспитывала малышей синьора Мария. И, надо сказать, серьезно преуспела.

 Современные социологи, изучившие результативность системы Монтессори, подтвердили: дети, воспитанные на ее принципах, вырастают гораздо более самостоятельными, уверенными; они умеют лучше контактировать со сверстниками и находить общий язык со взрослыми, быстрее справляются с логическими задачами и крепче запоминают новую информацию. И на то у них есть целый ряд предпосылок.

Правила Монтессори

 В воспитательной методике Монтессори есть четкий перечень правил, о которых мы и поговорим далее более подробно.

Правило №1: ребенок должен двигаться.
 Сеньора Мария не зря была не только психологом, но и медиком. Она прекрасно понимала: чем больше движения - тем лучше кровоток - тем активнее снабжаются кислородом и питательными веществами внутренние органы и мозг. В результате серое вещество получает толчок к интеллектуальной активности и развитию. А вот необходимость сидеть или ограничивать себя в движении на детский интеллект действует разрушающе. От уроков по 45 минут Монтессори схватилась бы за сердце: "Дети! Бежать!"

Правило №2: ребенок не должен быть ограничен в действиях (кроме тех табу, что призваны защитить его от угрозы для жизни и здоровья).
 Лишь в том случае, если малыш сам определяет, чем ему заниматься - строить ли пирамиды из стульев, рвать бумагу на кусочки, собирать ли пазлы, - познание мира идет наиболее активно. Кроме того, ребенок учится не бояться своих желаний и не теряет любопытства.

Правило №3: ребенка нельзя сравнивать с другими детьми или оценивать по общепринятым меркам.
 "Смотри, как красиво собрал пирамидку Вася, а ты..." - такие фразы категорически не допустимы. Лишь в этом случаи малыш будет без страха проявлять индивидуальность.

Правило №4: ребенок должен сам познавать мир; взрослые же при нем должны выступать лишь в роли наблюдателей.
 Недопустимо, чтобы взрослый решал за ребенка какую-то задачку или активно помогал выполнить какое-либо действие. "Помоги мне сделать это самому!" - вот девиз воспитательной методики Монтессори. Взрослый может лишь намекнуть малышу, как справиться с той или иной задачей.

Правило №5: поощрять баловство. С точки зрения Монтессори, детские забавы - это не шалости, это необходимый элемент развития.
 Поэтому не надо успокаивать детей, если они бегают и радостно визжат, - это развивает легкие и дает мозгу дополнительный кислород. Не стоит запрещать им рвать бумагу - это стимулирует мелкую моторику. Напротив, взрослые должны сделать все, чтобы дети могли шалить как можно активнее. Например, Монтессори однажды заметила, что малыши любят ходить по бордюрам и балансировать на туго натянутом канате. В результате этого наблюдения она сделала логический вывод, что если детей столь сильно притягивают подобные занятия, то, скорее всего, они являются необходимым элементом развития. Так в классах Монтессори появились свои перила и канаты.

Повторение - "конек" учения

 Вообще-то изначально Мария Монтессори создавала свою методику для детей с задержкой в развитии. Именно по этому в ней есть элементы, которым дружно аплодируют современные нейрофизиологи.

 Уже доказано, что зачастую у детей, имеющих проблемы в обучении, просто не сформированы те или иные участки мозга. Если определить, какой именно из участков функционирует неправильно, можно скорректировать его деятельность - например, применив серию специальных повторяющихся упражнений.

 Повторение - вообще "конек" Монтессори. Например, совсем маленьких детей заинтересовывают следующим упражнением - брать маленькие деревянные цилиндры и помещать их в соответствующие пазы. У каждого цилиндра есть маленькая ручка, которая помогает пальчикам ребенка сформировать правильный захват. В результате к тому моменту, когда малыш приступает к обучению письму, он уже знает, как следует держать карандаш. Это наглядный пример работы нейронных связей: решение новой задачи - "держать карандаш" - реализуется гораздо легче с учетом опыта предыдущих повторяющихся действий.

Недостатки и минусы методики Монтессори

 Впрочем, у методики Монтессори есть и минусы. Как говорится, никто не идеален. Например, она практически не поощряет детей к творчеству. То же рисование, с точки зрения сеньоры Марии - это бессмысленная деятельность, уводящая ребенка от реальности. В результате интеллектуальные способности развиваются, а вот творческие порывы остаются без внимания. Кстати, статья в тему: развития воображения и активизация креативности.

 Есть также и еще один недостаток. Так, воспитанным в свободной среде малышам бывает сложно встроиться в традиционно жесткую систему. Попав в коллектив, живущий по принципу "всех под одну гребенку", и основной задачей которого является нисколько развитие человека, сколько "выращивания" очередного винтика системы с лозунгом "Куда стадо, туда и я!", такой ребенок либо начинает протестовать, отказываясь учиться, либо замыкается в себе. Поэтому и школу для детей, воспитанных "по Монтессори", имеет смысл подбирать особенно тщательно. Хотя, учитывая, что экстернаты, обучение по Интернету и прочие виды удаленной учебы в глобализованном мире набирают все большую популярность, у родителей есть пространство для маневра.

ЧТОБЫ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Следующие Предыдущие

0 коммент.:

Отправка комментария