Система воспитания Антона Макаренко: из колонии несовершеннолетних в гении


Как перевоспитать ребенка по система Антона Макаренко Разбалованный, хулиганистый, сложный ребенок... Можно ли его перевоспитать? или как из заключенных колонии для несовершеннолетних и разбалованных хулиганов воспитать ответственных, креативных и социальных гениев.

Гений украинской педагогики Антон Макаренко почти столетие назад утвердительно ответил на этот вопрос, положив начало уникальной системе воспитания.

От криминала к хайтеку

В 1988 году ЮНЕСКО назвала Макаренко одним из четырех выдающихся педагогов мира, поставив его в один ряд с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. И причины для того имелись вполне весомые.

Авторская методика воспитания, которую использовал Антон Семенович в 1920-х, действительно творила чудеса. Огромное количество подростков-беспризорников в те годы представляло собой мощнейшую социальную проблему: хулиганистые, непредсказуемые, опасные мальчишки практически не имели авторитетов и "тормозов".

Тем не менее Макаренко удалось совершить, на первый взгляд, невозможное: став директором колонии для несовершеннолетних, он сумел вырастить из подопечных самостоятельных, сильных, креативных людей. На базе его колонии-коммуны был создан завод по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД. Проблемные тинейджеры смогли освоить сложные технологии и наладили выпуск хайтек-продукции - представляете современную колонию для малолетних уголовников, которые производят, к примеру, смартфоны?

Да, воспитание в те времена было достаточно жутковатым. Учащийся перессорился со всеми, сбежал и погиб в лесу - что ж, не вписался в действительность. Однако в массе система Макаренко дала такие результаты, что ее до сих пор изучают и повторяют в самых продвинутых странах мира. Пройдемся по ключевым моментам воспитания.

Принцип № 1: неважно, кем ты был...

...важно, кто ты есть. Когда к Макаренко под конвоем доставляли очередного трудного подростка, педагог забирал новичка, но категорически отказывался принимать его личное дело. Каждому прибывшему доверяли, что называется, авансом. "Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь, с чистого листа. И мы тебе верим", - так звучал известный макаренковский принцип знакомства с очередным "крепким орешком".

Современные психологи, кстати, такое отношение поддерживают. Человек зачастую транслирует в мир именно то, чего от него ждут, говорят они. Поэтому имеет смысл ждать хорошего.

Этот принцип - "важно, кто ты есть сейчас" - Макаренко распространял и на педагогов. "Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их.. но если вы блещете работой, знанием, удачей, то будьте спокойны: они на вашей стороне. И наоборот: как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы... если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете... вы никогда ничего не добьетесь от них, кроме презрения..." - писал педагог о взаимоотношениях с подопечными в своей "Книге для родителей".

Принцип № 2: воспитание коллективом

Подростка воспитывает не педагог; подростка воспитывает окружение - такой мысли придерживался Макаренко. Именно поэтому в основе его методики лежит влияние коллектива, где дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями. "Постоянное взаимодействие друг с другом, незаметно направляемое взрослыми, служит комфортной средой для развития полноценной личности", - убеждают и современные душеведы.

Макаренко принципиально не вмешивался в конфликты между детьми, подчеркивая, что эти вопросы группа должна решать самостоятельно. Но при этом он объединял ребят все новыми и новыми целями, достичь которые можно было лишь при условии совместной работы. Поэтому подростки волей-неволей были вынуждены притираться друг к другу, учитывать интересы соседей, идти на компромиссы и, как следствие, двигаться вперед в социальном развитии.

Такие приемы подготавливают ребенка к жизни в реальном мире, где он будет самостоятельно завоевывать свой статус.

Принцип № 3: даешь ответственность!

По большому счету, система воспитания Макаренко - демократия в чистом виде. Педагог и писатель полагал, что все важные решения должны проходить "обкатку" на всеобщем обсуждении и приниматься только коллективно. И если решение было принято, то никто не мог его отменить. Старший в группах, из которых состояла коммуна, выбирался на полгода и мог занимать пост единожды, а потому каждый подросток имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Макаренко считал, что это позволит вырастить волевых людей.

"Каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли рядового, и в роли командира", - был уверен великий воспитатель. В результате дети, побывавшие и "рядовыми", и "командирами", учились ориентироваться не только на получение (популярное "мне все должны, а я никому ничего не должен"), но и на отдачу ("от меня зависит, как мы будем жить и добьемся ли мы своих целей или нет").

Работы Макаренко очень популярны в Японии и считаются обязательными для руководителей предприятий. Практически все фирмы Страны восходящего солнца строятся по "лекалам" трудовых коммун знаменитого педагога.

Предыдущие

0 коммент.:

Отправить комментарий